Обновление: главные торговые войны сша

Опубликовано: 9.10.2017
ни шагу назад: главные торговые войны сша

В 2018 году президент США Дональд Трамп развязал одну из самых масштабных торговых войн последнего времени — с главным противником и конкурентом, быстрорастущим Китаем. Мы вспомнили главные торговые войны Соединённых Штатов в XX и XXI веке и их последствия для (всё ещё) крупнейшей экономики мира.

Запутанная война за рынок сбыта латиноамериканских бананов (одного из самых выгодных товаров в FMCG-ритейле) в Европе длилась 20 лет и закончилась только в 2012 году — поражением европейцев. Проблема появилась при формировании единого рынка в Европе в начале 1990-х годов: производители бананов из Латинской Америки, подконтрольные крупным корпорациям из США, возмутились из-за неравных условий импорта в Европу. Корни конфликта лежали в отношениях европейских стран со своими бывшими колониями в Карибском бассейне, Африке и Тихом океане, которые ещё в середине XX века получили торговые преференции из-за «чувства ответственности за колониальное прошлое».

Европейских производителей такое положение дел не устраивало, и в 1962 году они продавили повышение таможенных тарифов на импорт курицы из США. Объёмы импорта рухнули на 67% — чего Соединённые Штаты не потерпели и обратились в суд, а параллельно обложили дополнительными пошлинами французское вино, химикаты из Голландии и прочие европейские товары. «Цыплячья» (как её прозвали в прессе) война стала первым серьёзным торговым столкновением США и остального мира после войны — но совсем не последним.

Простые американцы соображали быстрее — и проголосовали долларом за экономичные машины из Японии. В итоге рынок японских автомобилей в США к середине 90-х вырос до $40 млрд, а Ford, Daimler и GM вступили в тяжёлые времена, которые длятся до сих пор. При этом японцы даже не попытались пустить американских автопроизводителей на свой внутренний рынок — пока разрыв импорта и экспорта не стал таким большим, что правительство США пригрозило ввести 100-процентные пошлины на ввоз японских авто. Тогда стороны договорились — впрочем, конкурентная война на авторынке продолжается до сих пор.

Наглядные цифры: против акта выступили 1028 экономистов; импорт в США упал на 66%, экспорт — на 61%, ставка пошлины на импорт выросла до 40%; ВВП страны за три года сократился на 31%. Считается, что во многом спровоцированная актом Смута-Хоули Великая Депрессия повлияла на становление и укрепление нацистского режима в Германии — и (в числе прочих факторов) привела ко Второй мировой войне.

Подписывайтесь на наш каналы в Telegram и «Яндекс.Дзен», чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

История продолжалась так долго, что многие из тех чиновников, кто начинал заниматься банановой проблемой в 90-х, уже давно вышли на пенсию, а некоторые — умерли. Бюрократические сражения завершились только во втором десятилетии нового века, когда Евросоюз существенно сократил максимальные экспортные тарифы для латиноамериканских производителей, экспортирующих бананы через американские корпорации.

Холодная война между США и СССР была в том числе торговой — и один из главных (и самых известных) её фронтов открыла знаменитая поправка Джексона-Вэника. Документ существенно ограничивал торговлю со странами, препятствующими эмиграции и нарушающими права человека.

Президент США Дональд Трамп в 2018 году развязал полномасштабную торговую войну с главным противником — Китаем. К июню Соединённые Штаты ввели 25-процентные пошлины на весь китайский импорт — как «наказание» за воровство интеллектуальной собственности американских компаний.

Самый разрушительный для США эффект дала торговая война, которую спровоцировал принятый в 1930 году тарифный акт Смута-Хоули — документ, поднявший пошлины на 20 тысяч импортируемых в страну товаров. Страны-импортёры сделали то же самое в отношении товаров из США — и Америка окончательно провалилась в Великую Депрессию.

Китайцы в ответ объявили о дополнительных пошлинах на американские товары на $50 млрд. Остальной мир — в лёгкой панике: экономисты опасаются, что прямое столкновение двух крупнейших экономик мира приведёт к самому серьёзному кризису за последние несколько десятилетий.

Поправки вводили дискриминационные тарифы и сборы при импорте в США товаров из таких стран и запрещали в их отношении торговые послабления. Документ утратил силу в отношении России только в 2012 году (когда его фактически заменили «законом Магнитского»), в отношении нескольких стран СНГ, включая Армению и Украину — в середине 2000-х годов, и в отношении ещё шести стран поправки продолжают действовать до сих пор.

После войны США начали заново захватывать европейские рынки — в том числе благодаря серьёзным мощностям по производству курятины. В начале шестидесятых Соединённые Штаты поставили в Европу мяса курицы на $80 млн по тогдашним ценам за два года (это очень много!).

Проигравшая Вторую мировую войну Япония взяла реванш в войне торговой — главное сражение случилось на автомобильном рынке США. Когда в семидесятых годах XX века подскочили цены на нефть, по дорогам Америки массово ездили прожорливые маскл-кары — огромные, роскошные и безумно неэкономичные. Их производили неповоротливые корпорации: Ford, Daimler и General Motors, которые до последнего не видели растущей угрозы своему благополучию.

Источник: http://www.k12s.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться